Пиратство  в своей примитивной форме — морских набегов появилось одновременно с мореплаванием и раньше морской торговли; такими набегами занимались все прибрежные племена, овладевшие основами мореплавания. С появлением цивилизации грань между пиратами и торговцами долгое время оставалась условной: мореплаватели торговали там, где не чувствовали себя достаточно сильными, чтобы грабить и захватывать в плен. По мере развития торговых и правовых связей между народами, пиратство стало осознаваться как одно из наиболее тяжких преступлений, и стали предприниматься попытки совместной борьбы с этим явлением. Пиратов не любят нигде, даже среди темных эльфов пиратство не признается и даже презирается. Лишь в портах их рады видеть, как самых ценных клиентов, ведь именно там они тратят все те богатства, что успели отнять у остальных.
Самым распространенным способом ведения морского боя пиратов был абордаж. Корабли противников сближались на максимально близкое расстояние, как правило борт в борт, после чего оба корабля крепко сцеплялись при помощи кошек и снастей. Затем на корабль противника высаживалась абордажная команда.

***

Классификация кораблей
Большие парусные суда - имеющие грот и фок - мачты
Фрегат - судно, имеющее не менее трёх мачт с прямыми парусами на всех мачтах; отличаясь от линейных кораблей, чьё предназначение определялось как исключительно военное, меньшими размерами, фрегаты использовались в основном для дальней разведки и крейсерской службы, то есть как самостоятельных боевых действий, так и действий в интересах флота. Фрегаты часто использовались в операциях вдали от основной точки базирования флота, поскольку, обладая значительно лучшими, чем линейные корабли мореходными качествами, могли эффективнее (быстрее и дешевле) преодолевать большие расстояния. Максимальное количество человек в экипаже - до 200.

Барк  — большое парусное судно с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты), несущей косое парусное вооружение. Иными словами, все мачты барка, за исключением последней, из поперечного рангоута имеют только реи, тогда как последняя мачта рей не имеет. Число мачт барка — три и более. Количество человек экипаже - до 200.

Бриг - судно, имеющее две мачты с прямыми парусами; за счёт несколько видоизменённого парусного вооружения (нижняя часть грот – мачты была вооружена как бизань мачта) была незначительно увеличена быстроходность брига, в результате чего наибольшее применение данный тип кораблей обрёл в качестве судна – разведчика. Максимальное количество человек в экипаже - до 170.

Баркентина (шхуна-барк) — трёх-пятимачтовое (иногда шестимачтовое) морское парусное судно с косыми парусами на всех мачтах кроме носовой (фок-мачты), несущей прямые паруса. Используется в основном торговой гильдией для грузоперевозок. Максимальное количество человек в экипаже - до 150.

Бригантина (шхуна-бриг) - судно, имеющее две мачты с прямыми парусами на фок-мачте и косыми парусами на грот-мачте; являющий собою наилучшее сочетание мобильности и количества единиц боевой техники, бригантины заслуженно пользуются непреходящей любовь пиратских баронов - быстроходность и великолепная манёвренность, коей обладали бригантины, является незаменимым подспорьем в открытом морском сражении, либо при абордаже небольших и неповоротливых торговых кораблей. Максимальное количество человек в экипаже - до 100.

Шхуна - тип парусного судна, имеющего не менее двух мачт  с косыми парусами. По типу парусного вооружения шхуны делятся на гафельные, бермудские, стаксельные, марсельные и брамсельные. Брамсельная шхуна отличается от марсельной наличием брам-стеньги и еще одним дополнительным прямым парусом — брамселем. При этом в ряде случаев марсельную и брамсельную двухмачтовые шхуны (особенно с брифоком) можно спутать с бригантиной. Независимо от типа косых парусов (гафельных или бермудских) шхуна может быть и марсельной (брамсельной). Шхуны имели небольшую осадку, что позволяло ходить даже на мелководье. Максимальное количество человек в экипаже - до 100.

Малые парусные суда – имеющие грот – мачту и бизань – мачту, либо имеющие единственную мачту
Кеч - кечем в наши дни принято именовать небольшой двухмачтовый парусник, использовавшийся в основном для прибрежных перевозок; за счёт увеличенной парусной площади кормовой мачты (около 15-20% всей парусности) и широкого выбора дополнительных модификаций - как то установка вспомогательных парусов кеч отличается от иных алых судов повышенной управляемостью и ходкостью в сильный ветер. Максимальное количество человек в экипаже - до 70.

Иол - небольшой прибрежный бот, приспособленный в основном для рыболовства; бот преимущественно вёсельный - парус являлся вспомогательным и устанавливался на съёмной мачте - в тех случая, когда мачт было две, обе они отдвигались как можно дальше в корму, дабы освободить место для работы с рыболовными снастями; со временем иолы (они же ялы) стали использоваться в военных целях - в особенности при операциях у береговой линии, где ценилась его малая осадка. Максимальное количество человек в экипаже - до 70.

Остальные же суда либо не имеют мачт, либо имеют лишь одну мачту и используются для торговых перевозок или перевозок пассажиров.

***

Краткий морской словарь:

Б

Бак – носовая часть палубы от форштевня до фок-мачты.
Бакштаг – курс парусного судна, образующий с направлением попутного ветра угол более 90° и меньше 180°.
Банка – скамья на шлюпке.
Баталер – начальник интендантской части.
Вейдевинд – курс парусного судна, образующий с направлением встречного ветра угол меньше 90°.
Бизань – косой парус, ставящийся на бизань-мачте.
Бизань-мачта – задняя мачта у судов, имеющих три и более мачты.
Бимс – балка, соединяющая борта корабля и служащая основанием для палубы.
Бом – слово, прибавляемое ко всем парусам, снастям, рангоутным деревьям и такелажу, принадлежащим бом-брам-стеньге.
Бом-брам-стеньга – рангоутное дерево, служащее продолжением вверх брам-стеньги.
Боцман – старший унтер-офицер, ведающий судовыми работами.
Боцманмат – помощник боцмана.
Брамсель – прямой парус, поднимаемый па брам-стеньге над марселем.
Брам-стеньга – рангоутное дерево, служащее продолжением вверх стеньги.
Брандеры – старые, отслужившие свой век суда, которые наполняли горючим материалом и пускали с наветренной стороны на неприятельские суда.
Брасопить рей – поворачивать его в горизонтальной плоскости с помощью брасов.
Брасы – снасти бегучего такелажа, прикрепленные к нокам реев и служащие для поворота их, вместе с парусами, в горизонтальной плоскости.
Брать рифы – убавить парус, зарифить его.
Брашпиль – якорная машина с горизонтальным валом для подъема якорей.
Бриг – двухмачтовое парусное судно.
Бриз – ветер, дующий вследствие неравномерности нагревания суши и воды днем с моря на сушу, а ночью с суши на море.
Бушприт – горизонтальное или наклонное рангоутное дерево, выдающееся с носа судна.
Бухта троса или снасти – трос или снасть, свернутые кругами. Ванты – части стоячего такелажа, которыми укрепляются мачты, стеньги и брам-стеньги.

В

Ватерлиния – кривая, получаемая при пересечении поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью, соответствующей уровню воды.
Верповать – тянуть судно посредством верпа, т.е. небольшого вспомогательного якоря. Самый большой из верпов называется стоп-анкером.
Вестовой – матрос, прислуживающий в кают-компании или офицеру.
Ветер заходит – становится круче; отходит – становится попутнее.
Выбирать – тянуть, подтягивать.
Выбленким – ступеньки вант.
Вымбовка – деревянный рычаг, служащий для вращения шпиля.

Г

Гакаборт – верхняя закругленная часть кормовой оконечности судна.
Средиземноморье от турецкого владычества.
Галс – курс судна относительно ветра. Если ветер дует в левый борт, судно идет левым галсом, если в правый, то правым.
Гитовы – снасти бегучего такелажа, служащие для уборки парусов.
Гичка – командирская шлюпка.
Главная палуба – третья снизу палуба на больших судах.
Горбыли – толстые широкие железные полоски, которыми покрывают дапфы орудий, чтобы последние не выскакивали при выстреле из цапфенных гнезд.
Грот – 1. Нижний прямой парус на грот-мачте. 2. Составная часть названий парусов, рангоута и такелажа, расположенных выше марса грот-мачты.
Грота – составная часть названий всех парусов, рангоута и такелажа, принадлежащих грот-мачте ниже марса.
Грот-мачта – вторая мачта, считая с носа.

Д

Дульная пробка – устройство, предохраняющее канал орудия от попадания брызг, пыли и т.п.
Дэннаж – груз.

З

Загребной – гребец, сидящий на шлюпке первым от кормы; по нему равняются все остальные.
Зарифить – уменьшить площадь паруса с помощью Завязок (риф-сезней), расположенных рядами на парусах.

К

Кабаляринг – строп, сделанный из троса. Обносится (наматывается) на шпиль и к полученному таким образом бесконечному тросу присезневывают выбираемый якорный канат, не обнося его на шпиль.
Каботажное судно – судно, осуществляющее перевозки вдоль берега.
Камбуз – место для приготовления пищи на судне.
Капер – частное лицо, получившее от правительства патент на право вооружить судно и захватывать вражеские корабли и товары; капером назывался и сам корабль, и его капитан.
Картель – зд.: соглашение об обмене пленными.
Кают-компания – общая каюта, где собираются офицеры.
Кильватерный строй – строй, когда корабли идут один за другим.
Кливер – один из передних треугольных косых парусов, ставился впереди фок-мачты.
Клюз – сквозное отверстие, служащее для пропускания тросов и якорных канатов.
Кнехты – тумбы для крепления швартовых или буксирных концов.
Кокпит – кормовая часть самой нижней палубы.
Колдунчик – флюгер.
Комингс – окаймление на палубе по периметру люка.
Кофель-пагель – деревянный или металлический болт, па который навертывают снасти.
Кошка – I. Металлический крюк на веревке. 2. Девятихвостая плеть для телесных наказаний.
Кранцы – крепкие кругляши из дерева, которые препятствуют непосредственному соприкосновению судна со стеной набережной и смягчают таким образом сильные удары.
Крюйс – слово, означающее, что части рангоута, такелажа и паруса, перед названием которых оно стоит, принадлежат к бизань-мачте выше ее марса.
Крюйсель – парус, поднимаемый на крюйс-стеные.
Купор – корабельный бочар.

Л

Лаг – прибор для определения скорости судна.
Латинский парус – треугольный парус, который пришнуровывался своей верхней шкаториной к длинному составному рейку, поднимавшемуся наклонно, то есть его задний угол был высоко поднят, а передний опущен почти к палубе.
Леерное ограждение состоит из туго натянутого троса – леера, который проходит через отверстия в леерных стойках, укрепленных вертикально на палубе. Устанавливается па судне в местах, не имеющих фальшборта.
Лечь в дрейф – поставить паруса в такое положение, чтобы часть их давала тягу вперед, часть назад, и судно удерживалось бы на месте.
Линь – тонкий трос.
Лиселя – паруса, употребляемые в помощь прямым парусам при попутных ветрах, ставятся по бокам этих парусов на особых рангоутных деревьях – лисель-спиртах.
Лот – прибор для измерения глубины.
Люггерный парус – косой парус, поднимавшийся на выдвижной стеньге – рейке.
Люк – отверстие в палубе для спуска вниз.

М

Марс – площадка на мачте и месте ее соединения со стеньгой.
Марса – приставка, означающая принадлежность следующего за ней понятия к марселю или марса-рею.
Марса-рей – второй снизу рей, к которому привязывается марсель.
Марсель – прямой парус, ставящийся между марса-реем и нижним реем.
Мачта – вертикальное или слегка наклоненное к корме рангоутное дерево, установленное в диаметральной плоскости судна.

Н

Найтовить – связывать, обвивая тросом, два или несколько предметов. Трос при этой связке называется найтов.
Нактоуз – деревянный шкафчик, на котором установлен компас.
Ноки – концы всех реев, задние концы гиков, верхние концы гафелей и др.

О

Обрасопить рей – повернуть его так, чтоб один нок пошел вперед, другой – назад.
Отдать паруса – распустить сезни, которыми они были привязаны.
Обстенить парус – положить его на стеньгу, то есть повернуть так, чтобы ветер дул в его переднюю сторону. При этом судно будет иметь задний ход.
Отдать рифы – отвязать риф-сезни и увеличить парусность.
Отдать снасть – отвернуть снасть с кнехта или с нагеля, где она была завернута, или выпустить ее из рук, если она была в руке.
Отдать якорь – опустить якорь в воду.

П

Палы – откидные стопоры, насаживаемые на нижнюю часть баллера шпиля.
Пассаты – устойчивые восточные ветры, с составляющей, направленной к экватору, дующие в пассатной зоне между 30° с.ш. и 30° ю.ш.
Переборка – всякая вертикальная перегородка на судне.
Планширь – брус, покрывающий верхние концы шпангоутов вдоль всей шлюпки, с гнездами для улючин.
Поворот оверштаг – поворот на парусном судне, при котором оно пересекает носом линию ветра.
Поворот через фордевинд – поворот судна, при котором оно пересекает линию ветра кормой.
Полубак – надстройка в носовой части судна, идущая от форштевня.
Полуют – надстройка в кормовой части судна.
Порт – отверстие в борту судна.
Правила – длинные рычаги, посредством которых можно было поднять казенную часть, чтоб подложить под нее деревянные подъемные клинья, а также производить незначительно боковое движение орудия.
Прибойник – цилиндрический поршень на длинном древке, которым досылали и уплотняли картуз.
Приводить к ветру – брать курс ближе к линии ветра, ближе к крутому бейдевинду. Если судно, изменяя свой курс, приближается к линии ветра, говорят, что оно приводится (идет круче, поднимается), а если его нос удаляется от этой линии – идет полнее, уваливается.
Приз – военная добыча, неприятельское судно или груз его, из которого победители получали свою долю, так называемые призовые деньги.
Пыжовник – длинный скребок для чистки канала ствола.

Р

Раковина – боковой срез в кормовой части палубы.
Рангоут – общее название всех деревянных приспособлений для несения парусов.
Рей – круглое рангоутное дерево, которое служит для несения парусов.
Решетчатый люк – решетчатая рама из брусков или реек, прикрывающая сверху люк.
Риф – горизонтальный ряд продетых сквозь парус завязок, посредством которых можно уменьшить его поверхность. У марселей бывает их четыре ряда, у нижних парусов – два.
Руль – вертикальная пластина, поворачивающаяся на оси в кормовой подводной части судна.
Румб – одно из тридцати двух делений компаса, равное 11°.
Румпель – рычаг, насаженный на голове руля. С его помощью осуществляется перекладка руля.
Руслени – площадки по наружным бортам судна, служащие для отводки вант.

С

Салинг – рама из продольных и поперечных брусьев, устанавливаемая на топе стеньги в месте соединения со следующей стеньгой.
Сезепь – снасть в виде пояса для прихватывания парусов к реям.
Склянки – 1. Удары в колокол через получасовой интервал. Счет начинается с полудня: 12.30 один удар, 13.00 два удара, и так до восьми ударов, тогда счет начинается сначала. 2. Песочные часы.
Скула – выпуклость в передней надводной части судна.
Собачья вахта – полувахта с 16 до 18 часов и с 18 до 20. Полувахты были введены для того, чтобы одно и то же лицо не стояло вахту в одно и то же время.
Сплеснить – соединить без узла два конца вместе, пропуская пряди одного в пряди другого.
Стень – сокращение от «стеньга», составная часть всех деталей, принадлежащих стеньге.
Стеньга – рангоутное дерево, служащее продолжением вверх мачты.
Суши весла! – команда, по которой на шлюпке вынимают весла из вод» и держат параллельно последней, выровняв их лопасти.

Т

Табанить – двигать весла в обратную сторону.
Такелаж – все снасти на судне. Делится на стоячий, который поддерживает рангоутное дерево, и бегучий, который служит для подъема и разворачивания рангоутных деревьев с привязанными к ним парусами.
Тали – система тросов и блоков для подъема тяжестей и натягивания снастей.
Твиндек – междупалубное пространство.
Травить – ослаблять снасть.
Трап – всякая лестница на судне.
Трос – общее название всякой веревки на корабле.
Трюм – самая нижняя часть внутреннего пространства судна, расположенная между днищем и нижней палубой.

У

Уорент-офицер – категорий командного состава между офицером и унтер-офицером.

Ф

Фал – снасть бегучего такелажа, служащая для подъема рангоутных деревьев (реев, гафелей), парусов, кормового флага и т.д.
Фалрепный – матрос их состава вахтенного отделения, назначаемый для встречи прибывающих на корабль начальствующих лиц и провода их.
Фальшборт – легкое ограждение открытой палубы.
Фок – нижний парус на первой от носа мачте.
Фока – составная часть названия всех парусов, рангоута и такелажа, принадлежащих фок-мачте выше фор-марса.
Фок-мачта – первая, считая от носа, мачта.
Фордевинд – ветер, дующий прямо в корму корабля; идти на фордевинд – идти с полным ветром.
Форштевень – продолжение киля судна спереди, образующее нос корабля.
Фрегат – трехмачтовый военный корабль, второй по размеру после линейного. Был остойчивее линейного корабля, имел более высокие мачты, большую парусность и превосходил его по ходу, однако нес меньше артиллерии.

Ц

Цапфы – небольшие выступы цилиндрической формы на середине орудийного ствола, вставлявшиеся в цапфенные гнезда лафета.

Ш

Шабаш! – по этой команде гребцы вынимают весла из уключин и кладут их в лодку.
Швартов – трос, которым судно привязывается к другому – судну или к берегу.
Шканцы – часть верхней палубы между грот– и бизань-мачтами.
Шкафут – часть верхней палубы от фок– до грот-мачты.
Шкив – колесо, сидящее на валу, непосредственно принимающее или передающее усилие с помощью ремня или каната. Шкивы были деревянные.
Шкоты – снасти бегучего такелажа, которые растягивают нижние углы парусов или вытягивают назад шкотовые углы треугольных парусов.
Шлюп – маленькое судно, больше брига, но меньше корвета.
Шпигаты – сквозные отверстия в борту или палубе судна для стока воды.
Шпиль – якорная машина с вертикальным валом, служащая для выбирания якорей. Шпили были деревянные и вращались вручную.
Шпринг – носовой задний или кормовой передний швартов.
Штормовые паруса – специальные косые нижние паруса, которые ставятся во время шторма.
Шхуна – парусное судно, имеющее не менее двух мачт и несущее на всех мачтах косые паруса.

Я

Ял – небольшая служебная судовая шлюпка.

Википедия (TM)